Минэкономразвития предложило обсудить поправки, которые позволят России присоединиться к международной схеме CORSIA. Изменения коснутся Воздушного кодекса и закона об ограничении выбросов парниковых газов, разработанного ИКАО. Специалисты отмечают риски: рост стоимости энергоресурсов и сырья, возможное увеличение объёма выбросов.
Согласно опубликованному документу, российские авиакомпании, чьи годовые выбросы превышают 10 тыс. тонн СО₂-экв., обязаны будут представлять соответствующую отчетность. С 2031 года им также предстоит компенсировать свои эмиссии путем приобретения углеродных единиц. Как сообщил заместитель министра экономического развития Максим Колесников, включение стандартов CORSIA в российское законодательство обеспечит стабильный спрос на отечественные углеродные единицы и может удерживать их стоимость на уровне 70–90 долларов США.
В сопроводительных материалах к законопроекту отсутствует оценка возможных издержек для авиаперевозчиков. По расчетам российского офиса международной компании Earthood, расходы отечественных авиакомпаний на компенсацию выбросов в 2027–2035 годах могут варьироваться от 61 до 258 млрд рублей. Нарушение требований CORSIA, которые с 2027 года станут обязательными для всех государств — членов ИКАО, повлечет за собой штрафные санкции, однако их размер и порядок применения пока не установлены.
Особую дискуссию вызывает предложенный механизм имплементации. Действующая редакция законопроекта предусматривает введение «отраслевых мер по ограничению выбросов парниковых газов», перечень которых и круг подпадающих под регулирование организаций будут определять профильные органы власти. Это может значительно расширить число компаний, обязанных соблюдать требования углеродного регулирования, поскольку на сегодняшний день такие обязательства распространяются лишь на организации с выбросами свыше 50 тыс. тонн СО₂-экв. в год, независимо от сектора экономики.
Ни в тексте законопроекта, ни в пояснительной записке не уточняется, какие именно меры могут быть отнесены к «отраслевым». В международной практике наиболее распространены два подхода — квотирование выбросов и углеродный налог. В России система квотирования пока функционирует лишь в рамках пилотного Сахалинского эксперимента, завершение которого запланировано на 2028 год. Уже в ходе его реализации возникают разногласия относительно эффективности применяемых инструментов, а также сомнения в их практической применимости.
По мнению Владимира Лукина, руководителя органа по валидации и верификации ООО «Кэпт Верификация», не следует переоценивать значение отраслевой инициативы. CORSIA выступает внешним стимулом, способным способствовать развитию углеродного рынка в России и побуждать компании реализовывать климатические проекты с возможностью их монетизации. Однако текущие правила и стандарты этой инициативы сформулированы лишь в общих чертах и будут уточняться по мере развития. Если же рассматривать участие в CORSIA как основание для полномасштабной трансформации национальной системы регулирования выбросов, это может привести к поспешным решениям на фоне высокой неопределенности.
Ранее специалисты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН указывали, что распространение «Сахалинской модели» на всю страну не будет эффективным. Такой подход не позволит достичь ни одной из ключевых целей климатической политики: ни роста бюджетных доходов, ни защиты от трансграничного углеродного регулирования ЕС, ни полноценной интеграции в глобальный углеродный рынок в рамках статьи 6 Парижского соглашения.
Что касается углеродного налога, то, по оценкам ИНП РАН, его введение в России может спровоцировать существенный рост цен: на электроэнергию — до 25%, на тепловую энергию — до 80%, на минеральные ресурсы — до 35%, на удобрения — до 50%. В совокупности это способно ускорить инфляцию и поставить под угрозу развитие целых отраслей экономики.
Лукин также подчеркивает, что регуляторные меры должны быть сфокусированы на стратегически значимых технологиях и решениях, приоритеты в отношении которых пока не определены. Введение дополнительных инструментов углеродного регулирования может оказаться преждевременным и привести к обратному эффекту. Российский бизнес крайне чувствителен к новым регуляторным требованиям, которые могут вызвать отсрочку инвестиционных и модернизационных программ, в результате чего объемы выбросов не сократятся, а, напротив, возрастут из-за упущенного потенциала модернизации.
Ранее глава Минэкономразвития Максим Решетников неоднократно заявлял о приверженности «мягкой модели» регулирования, основанной на обязательной отчетности и добровольном участии в климатических проектах. Однако текущий законопроект, наделяющий отраслевые ведомства широкими полномочиями по внедрению отраслевых мер, может свидетельствовать о кардинальной смене курса. При этом остаются без ответа вопросы о причинах такого поворота и о наличии у правительства качественной оценки сопутствующих рисков.
Источник: https://mibrf.ru/mainstage/aviaperevozchikam-prodadut-vozduh/